Как человек вредит сам себе

Рассмотрим действие механизма подсознательных желаний. Человек твердо решил добиться экономического успеха и, движимый этим желанием, открывает собственное дело. Он тщательно все планирует, работает по двенадцать часов в сутки, организован и аккуратен с финансами, но почему­то терпит неудачу из­за каких­то непонятных проблем. Эта ситуация может повторяться в разных вариантах, пока в конце концов он не откажется от своего намерения совершить что­либо значительное и устраивается на малооплачиваемую работу.

Почему этот человек не может добиться успеха? Может быть, он недостаточно умен или хитер? Скорее всего, его подсознание не только не помогает ему, но и настроено против. Именно оно заставляет человека ошибаться при принятии важных решений, другими словами, он сам хочет совершать ошибки и совершает их, поскольку в глубине души стремится к неудаче. Но что может заставлять человека неосознанно стремиться к неудаче? На то может быть много причин, но мы остановимся на самых распространенных.

Комплекс вины

Сильный комплекс вины может привести человека к постепенному саморазрушению через серию неудач. Человек, глубоко убежденный в том, что он совершил неблаговидные действия, подсознательно стремится искупить вину посредством страдания и наказывает себя, отказываясь от успеха, к которому так стремится на сознательном уровне.

Страх ответственности

Человек, боящийся ответственности, обычно старается не выделяться из толпы. Если в определенный момент, испытывая сильные материальные затруднения, он приступит к осуществлению важного проекта, то на пути к успеху встретится со множеством препятствий, являющихся лишь отражением его ментальных барьеров.

Робость

Этот случай похож на предыдущий, но имеет еще более серьезные последствия. Робкий человек не в состоянии построить нормальные отношения с людьми, что лишает его многих возможностей.

Эдипов комплекс или комплекс Электры

Эдипов комплекс в мужчине или комплекс Электры в женщине проявляется как зависимость от образа родителя, что блокирует способность к осуществлению задуманного. Мы знаем, что в подсознании сосуществуют прошлое, настоящее и будущее. Мужчина, который в раннем детстве был влюблен в свою мать, сохранит это чувство на уровне подсознания на всю оставшуюся жизнь. Вот почему он будет невольно стремиться к усилению объединения с материнским образом и разрушению того, что угрожает этому союзу. Успех и все ему сопутствующее есть неоспоримое материальное проявление независимости от родителей. Мужчина с Эдиповым комплексом способен отказаться от жизненного успеха, лишь бы не расстаться с возлюбленным материнским образом. В этом кратком объяснении Эдипова комплекса мы коснулись лишь отношения мужчины к успеху. Действие всего комплекса значительно сложнее и разнообразнее.

Дезориентация

Очевидно, что человек, не знающий точно, чего хочет, не может добиться успеха в жизни, поскольку запутался в паутине множества неопределенных желаний.

Все это подводит нас к важному выводу: поражение — это, главным образом, ментальная позиция, оно находится внутри человека, а не вне него.

Бывает жалко наблюдать за профессионально подготовленными и умными людьми, которым не удалось добиться успеха лишь из­за того, что их ум заблокирован каким­либо из рассмотренных негативных факторов. Преодолеть эти барьеры означает разрушить плотину, удерживающую и парализующую течение мысли. Это не является задачей Гипсосознания, здесь скорее необходима помощь психолога или психиатра. Само по себе повышение уровня сознания не уничтожает вызванный комплексом невроз, но постепенно наделяет область подсознания сознанием иррациональным. В результате поведение человека становится разумнее и практичнее. Тем не менее этот процесс сильно зависит от качества, продолжительности и постоянства упражнений по повышению уровня сознания, а также от ментальной позиции человека.

Можно утверждать, что повышение уровня сознания значительно облегчает достижение жизненного успеха, поскольку мобилизует все ресурсы разума, улучшает его производительность и обеспечивает содействие подсознания в том, что человек хочет достичь.

Большое значение имеют такие личные качества, как настойчивость, дух самопожертвования и вера в себя, а также постоянный осознанный энтузиазм, который помогает удерживать желание достичь цели. Очень важно, чтобы человек тщательно проанализировал себя и определил, чего именно он хочет, действительно ли он этого хочет и насколько целесообразно и заслуженно его желание.

Шахматы в детском саду/Программа,обучение,самообразование


 Шахматы - древнейшая настольная логическая игра, история которой насчитывает, по современным оценкам, около полутора тысячи лет.

Чем раньше человек начинает играть в шахматы, тем большее влияние они оказывают на развитие его как в личностном, так и в интеллектуальном плане.

Шахматы развивают мышление ребенка, улучшают концентрацию внимания и память, формируют внутренний план действий, эмоциональную устойчивость, волю, стремление к победам.
Шахматная игра дарит ребенку радость творчества и обогащает духовный мир. На сегодняшний день около 10 детских садов г. Краснодара ввели обучение игре в шахматы как один из видов дополнительного образования. О том, какая работа ведется в этом направлении в нашем учреждении - мой рассказ в этой публикации.

Педагогический проект "Путешествие в шахматное королевство"


В прошлом учебном году в одной из подготовительных к школе групп (группа № 3, педагоги Дадочкина Наталья Александровна, Фольц Галина Ильинична) был реализован образовательный проект по ознакомлению старших дошкольников с игрой в шахматы. С содержанием проекта можно познакомиться с помощью презентации, а ниже размещена ссылка на текст проекта.

 С проектом ознакомиться и скачать его можно здесь: "Педагогический проект по ознакомлению старших дошкольников с игрой в шахматы "Путешествие в шахматное королевство"

Основной акцент в проекте мы делали на игровую форму подачи материала, использовали мультфильмы и интерактивные игры.

Для занятий с детьми полезными были такие ресурсы:

Инна Весела, Иржи Веселы «Шахматный букварь»

Анатолий Карпов «Учитесь шахматам»

В. Зак «О маленьких для больших»

Авербах Юрий Львович, Бейлин Михаил «Путешествие в шахматное королевство».

Мультфильмы про шахматы
http://fenix64.com/shaxmatnyj-multfilm-uchimsya-igraya-v-shaxmaty-dlya-pervogo-goda-obucheniya/
Сказки про шахматы
http://fenix64.com/obuchenie/do-6-let/shaxmatnye-skazki-dlya-detej/
Стихи о шахматах
http://fenix64.com/obuchenie/do-6-let/shaxmatnye-stixotvoreniya/
Шахматные загадки
http://fenix64.com/obuchenie/do-6-let/shaxmatnye-zagadki/

И в детском саду, и дома с родителями дети могли повторить и закрепить свои знания с помощью интерактивной игры «Диназавры учат шахматам» (по ссылке можно ознакомиться с характеристикой игры и скачать её. Немаловажно, что игра используется в автономном режиме, после скачивания подключение к интернету не требуется)

В группе были созданы условия для реализации проекта- с помощью родителей приобрели демонстрационную шахматную магнитную доску; родители принесли наборы шахмат, педагоги изготовили пособия для закрепления знаний: дидактическую игру "чудесный мешочек", таблички с обозначениями ценности фигур, карточки с заданиями для закрепления понимания детьми обозначений полей шахматной доски


 Конечно, использовалась и художественно - творческая деятельность, и театрализованная, викторины и развлечения. Так и не сбылась пока моя мечта - шахматный напольный ковер,  или шахматное игровое поле на территории, чтобы дети выступали в роли шахматных фигур. На мой взгляд - отличное упражнение для формирования произвольности.

Тем не менее, детям было очень интересно, поставленные задачи были выполнены, двое ребят продолжили после выпуска из детского сада обучение в шахматных клубах, многие дети продолжают играть в шахматы дома.

Анализируя результаты проекта, мы пришли к выводу, что все же наиболее эффективной формой обучения детей игре в шахматы будет кружок - в рамках дополнительного образования, т.к. детей в группах очень много, со всеми одновременно заниматься сложно.

В этом учебном году мы провели предварительный опрос родителей старших и подготовительных к школе групп, желающих приобщить ребенка к игре в шахматы оказалось очень много!


 Для того, чтобы организовать эту работу, теперь уже в следующем учебном году, я отправилась изучать программу обучения детей шахматам Татьяны Юрьевны Степовой "Тигренок в шахматном королевстве". Татьяна Юрьевна - международный гроссмейстер, педагог дополнительного образования по шахматам ДОО № 203 г.Краснодара.
Обучение проходило на базе  НЧО ДПО учебный центр "Персонал - ресурс" в течение недели с 12-16 ноября, занятия вела автор программы, Степовая Татьяна Юрьевна.


Тигренок в шахматном королевстве

По программе занятия проводятся с детьми старшего дошкольного возраста в течение 2 лет (5-6, 6-7 лет), каждый учебный год обучения - по 2 занятия в неделю, т.е. по 72 часа.
Для организации такой работы будет необходимо специально выделенное помещение, интерактивная доска или проектор с экраном, демонстрационная шахматная доска, шахматы, цветные карандаши для детей, наборы цветных магнитов для маркировки шахматных полей, и собственно сама программа, учебник и рабочая тетрадь.

Хочу обратить внимание читателей блога на иллюстрации в учебнике и рабочей тетради: они замечательные, с юмором, очень интересные! Иллюстрировал учебник и тетрадь наш краснодарский художник Юрий Сперанский.



 Весь материал представлен в логической последовательности, сопровождается сказочным сюжетом. В учебнике - сказка о тигренке, который в джунглях повстречал шахматного слоника, по мере изложения истории ребенок не только получает знания об игре в шахматы, но и получает уроки нравственности - будь добрым, храбрым, защищай товарища,  умей проигрывать с достоинством.


Каждое занятие Татьяна Юрьевна разобрала с нами подробно, все задания мы выполняли в рабочей тетради, разбирали на демонстрационной доске задачи, Татьяна Юрьевна рассказывала, какие методические приемы необходимо использовать, на что обратить внимание. Я не могу отнести себя к тем, кто хорошо играет в шахматы. скорее поверхностно, но после изучения программы возникло ощущение, что знаний  прибавилось:) И за это я очень благодарна автору программы.

Во время обучения я делала фото и снимала видео, но Татьяна Юрьевна  попросила  не размещать в интернете фотографии и видео с ней  - поэтому публикую только личные впечатления.
В стоимость обучения этого курса  на базе  НЧО ДПО учебный центр "Персонал - ресурс" вошли по 2 комплекта учебник - тетрадь, программа, методические рекомендации, календарно - тематическое планирование и слайды к каждому занятию - фактически всё, что нужно для работы: изучай и учи детей!

Если кого-то из читателей блога заинтересовали учебник и рабочая тетрадь,  их можно приобрести на ЛитРес (учебник в электронном виде), (рабочая тетрадь в электронном виде),  а также в печатном варианте у самого автора.

Также дополнительно Татьяна Юрьевна рекомендовала нам учебники: Михаил Хануков "Нападение и защита"; Виктор Пожарский "Учебник Шахматы для детей"

Очень надеюсь, что в следующем учебном году наши воспитанники смогут уже заниматься в шахматном кружке. Теперь задача - найти преподавателя из числа педагогов. Воспитателям не просто совмещать основную работу с кружковой из-за сменности режима работы, но думаю, что вопрос решится.

А вы, друзья,  играете в шахматы?

Сказочные лабиринты игры Воскобовича


 

«Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток  представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».                                                                                         В.А.Сухомлинский


Более 20 лет назад в детских садах (и в нашем, в том числе) появились необычные игры Вячеслава Воскобовича на развитие интеллекта детей – самые известные из них: «геоконт», «игровой квадрат»,  «Складушки», «Цветовые часы» и др. 
 А началось все с того, что Вячеслав Владиславович Воскобович, автор игр,  инженер – физик по образованию,  в период Перестройки (читаем – голых полок в магазинах игрушек) задумал создать для своих собственных детей интересные  развивающие игры. 
Результат превзошел ожидания и превратился со временем в игровую технологию интеллектуально – творческого развития детей 3- 7 лет «Сказочные лабиринты игры», которая успешно используется в дошкольных образовательных организациях.
В этом учебном году  мы решили основательно заняться внедрением  игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича в образовательный процесс в ДОО. 
 Предлагаю читателям блога познакомиться с нашим опытом работы на этом пути, возможно, приведенная информация пригодится педагогам и родителям дошкольников.
 
Во - первых, мне хочется выразить благодарность коллегам из МБДОУ МО г. Краснодар «Центр – детский сад №115» - воспитателю Морозовой Татьяне Михайловне, заместителю заведующего по ВМР Сикович Татьяне Васильевне.  Именно в этом учреждении в рамках круглого стола "Организация культурных практик как средства развития детской индивидуальности и самостоятельности" в мае этого года воспитателем - тьютором Морозовой Татьяной Михайловной в полном объеме была представлена игровая технология В.Воскобовича. Присутствующие педагоги и методисты  познакомились с  широким спектром игр, а Татьяна Михайловна предложила нам «превратиться в детей» и провела с нами мастер-класс с играми В.Воскобовича.

Особенности развивающих игр Воскобовича


 

Широкий возрастной диапазон участников игр.

С одной и той же игрой могут заниматься дети и трех и семи лет, а иногда и ученики средней школы. Это возможно потому, что к простому физическому манипулированию присоединяется система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий.
 

 
Многофункциональность развивающих игр Воскобовича.
С помощью игр можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры и буквы, узнает или запоминает цвет или форму, учится считать, ориентироваться в пространстве, тренирует мелкую моторику рук, совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.
 

 
Вариативность игровых заданий и упражнений.
К каждой игре разработано большое количество разнообразных игровых заданий и упражнений, направленных на решение одной образовательной задачи. Такая вариативность определяется конструкцией игры и сочетанием материалов, из которых она сделана.
 
 
Творческий потенциал каждой игры.
Развивающие игры дают возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность и детям и взрослым. Сочетание вариативности и творчества делаю игры интересными для ребенка в течение длительного периода времени, превращая игровой процесс в "долгоиграющий восторг"(Т.Г. Харько)
 

Методические пособия


Мы закупили необходимую методическую литературу для работы с детьми всех возрастных групп. Привожу название и краткие анонсы.
 
1. Харько Т.В., Воскобович В.В. «Сказочные лабиринты игры» - игровая технология интеллектуально – творческого развития детей 3-7 лет.
«Методическое пособие содержит концептуальные положения технологии, описание необходимых педагогических условий для организации детской игровой деятельности, таблицы «решение образовательных задач в играх». В книге представлены конспекты, сценарии, логико – математические игры  для каждой возрастной группы. Технология предназначена для педагогов дошкольных образовательных учреждений  и начальных классов школы, гувернеров, психологов. Родителей».
На каждый дошкольный возраст, начиная с младшего, представлено по 1 конспекту игровой ситуации в месяц. 
Приведены таблицы в помощь воспитателю для создания развивающей среды - "Комплект игрового оборудования для подгруппы детей"


2. Т.Г. Харько "Методика познавательно - творческого развития дошкольников "Сказки фиолетового леса" (ранний и младший возраст)

В этом методическом пособии и последующих представлено по 4 конспекта игровых ситуаций на каждый месяц.
"Образовательное содержание методики "Сказки фиолетового леса выстроено по принципу усложнения, постепенного и постоянного, как бы по спирали. Содержание построено на достаточно высоком уровне трудности. Это помогает эффективно реализовать познавательные способности детей дошкольного возраста, ведь, как отмечают психологи, отсутствие перед ребенком препятствий, которые нужно преодолевать, делает развитие слабым и вялым.
Методика "Сказки Фиолетового леса" - это взаимодействие детей и взрослых через реализацию сюжета сказок Фиолетового леса. В игровых ситуациях есть сюжет, роли и действия, но отсутствует воображаемая ситуация из-за того, что главный акцент сделан на освоении детьми развивающих игр и познавательных процессов" (Т.Г. Харько).
Чем сложнее игра, тем более схематичен сюжет и наоборот.

3. Т.Г. Харько "Методика познавательно - творческого развития дошкольников "Сказки Фиолетового леса" (средний дошкольный возраст)



"Методика разработана таким образом, что происходит интеграция различных направлений образовательного  процесса. В игровых ситуациях на фоне преобладающего логико - математического развития частично решаются вопросы познания мира предметов и природы. Детям предоставляется возможность выполнять физические упражнения, поучаствовать в экспериментировании, нарисовать придуманный предмет, представить себя персонажем и от его лица рассказать, показать, как он действует" (Т.Г. Харько).



4. Т.Г. Харько "Методика познавательно - творческого развития дошкольников "Сказки Фиолетового леса" (для детей 5-7 лет)

  "Содержание игровых ситуаций способствует становлению процессов внимания, памяти, умений анализировать, сравнивать предметы, геометрические фигуры, их признаки и свойства, находить сходство и различие, видеть разные образы в знакомых предметах.
Занимательный проблемно - игровой сюжет, в который органично вплетены логические задачи и поисковые вопросы, помогает детям преодолевать себя и добиваться результата на фоне чувства радости и удовлетворения. В итоге такая интеграция методов и приемов  эффективно развивает волевую регуляцию.
В методике реализуется деятельностный подход к развитию детей 5-7 лет.Они, осваивая различное содержание - математическое, речевое, об окружающем мире, - манипулируют с различными предметами и получают результат от действий с ними: собранную фигуру, построенную башню,"вышитый" контур и т.д.Это не только мотивирует детей, но и способствует развитию мелкой моторики пальцев и рук , координации действий "глаз - рука".
Содержание методики направлено на развитие творческих способностей и гибкости ума. В методике используются элементы ТРИЗ" (Т.Г. Харько)

5. "По морям, по волнам с развивающими играми Воскобовича" Кузьмина О.В., Михалина А.В, Парняк С.А.

Небольшое пособие - руководство - опыт педагогов тьютерского центра на базе ГБОУ детский сад №62 Приморского района г. Санкт - Петербурга. Авторы на основе морской тематики разработали примеры технологических карт для детей от 2 до 7 лет.
а также картотеку игр по различным направлениям развития. Весь этот материал является неким "конструктором" для построения занятий с дошкольниками, уроков - для учащихся начальных классов.




6. "Развивающие игры В.В.Воскобовича в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста" - Материалы I (II и III) Всероссийской научно - практической конференции с международным участием, г. Санкт - Петербург, 2013, 2015 г.



 Создание условий для реализации 

игровой технологии "Сказочные лабиринты игры" 


Для эффективного решения образовательных задач по технологии "Сказочные лабиринты игры" автор методических разработок Татьяна Григорьевна Харько рекомендует оснастить группу хотя бы одним комплектом игр и игровых пособий. Состав комплекта зависит от возраста ребенка и этапа работы , рассчитан на 8-10 детей и подходит для подгрупповых занятий.
 

 
Все игры и пособия концентрируются в одном месте - "интеллектуально - игровом центре". Один из вариантов оформления - объемный или плоскостной "Фиолетовый лес", населенный персонажами сказок-методик к развивающим играм Воскобовича.

Для объемного моделирования в нашем учреждении, к сожалению,  нет места, и на данном этапе мы пока приобрели один малый комплект пособия "Фиолетовый лес" для одной из групп. 


Подобное пособие (работающее по принципу хорошо знакомого дошкольникам фланелеграфа) при желании можно изготовить своими силами, тем более сейчас материалов для творчества - огромный выбор, размер выбрать в  соответствии с возможностями группового помещения. Видела в интернете фотографии, когда для основы - фона использовался однотонный ковролин, а дальше - уже дело творчества: вырезать из цветного фетра деревья, полянку, озеро Айс,  персонажей. (Для справки - стоимость малого пособия "Фиолетовый лес" - 7900 р.)

 

В пространстве сказки и игры


В ноябре - декабре нашими педагогами были подготовлены и проведены показательные развлечения, занятия по интеллектуально - творческому развитию детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. 
За основу воспитатели взяли конспекты из приведенных выше пособий, дополнили и творчески переработали  в соответствии со своими задачами. 

Для читателей блога - небольшой фоторепортаж.
Игровая ситуация  "Отправляемся в экспедицию к морским обитателям", старшая группа, воспитатель Альбина Рафиковна Насрулаева.

Очень веселая пальчиковая гимнастика о медузах:

Две огромные медузы/ Прилепились пузом к пузу.

(Ладони рук прижаты друг к другу)

Выгнем щупальца сильнее-/Вот как гнуться мы умеем!

(Ладони отрываем друг от друга, при этом кончики пальцев продолжают соприкасаться).

 
Для путешествия нужны парусники - игра "Геоконт"

 Игра "Счетовозик" - решение примеров -
выполнил правильно, удалось вызволить из беды
морского обитателя, превращенного в цифру.

 "Игровизор" - рисование по точкам китенка
Для того, чтобы найти дорогу домой, нужно
 соединить все гласные буквы и пропеть их

 
Занятие "Путешествие в Фиолетовый лес", подготовительная к школе группа, воспитатель Татьяна Петровна Тригуб. 
Сюжетная линия образовательной ситуации в игровой форме была представлена в виде презентации с изображениями сказочного Фиолетового леса, его жителей персонажей - малыша Гео, его друга Лопушка, паука Юка,  анимацией, вставками - схемами, зрительной гимнастикой, опорным слайдом для рефлексии в конце занятия.(просматривая презентацию в режиме докладчика с текстом, можно проследить за ходом занятия)
 



 Занятие "Кораблик "Плюх-Плюх", средняя группа, воспитатель Татьяна Николаевна Горобец.
С помощью игр Воскобовича "Прозрачный квадрат", "Кораблик Плюх-Плюх" и веселых персонажей Гуся - капитана, лягушат - матросов на занятии решались задачи развития познавательных процессов - мышления, внимания, памяти; мелкой моторики рук; формирование элементарных математических представлений.

 Игра "Кораблик Плюх-Плюх" предполагает очень большой
спектр заданий: на развитие внимания, мышления,
математических представлений.
Игра "Прозрачный квадрат" - задание - выложить фигурку краба,
это не так-то легко, как кажется на первый взгляд.

 
 А когда дети справились с заданием, появился и сам краб!)
 
Занятие "Прогулка в Фиолетовом лесу", младшая группа, воспитатель Майя Алексеевна Райкова.
Используя развивающую среду "Фиолетовый лес" на занятии решались вопросы формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста.

 
Игра на внимание - какого гномика не стало?

 
Выкладываем бусы в подарок гусенице Фифе.
На мой взгляд, воспитателям удалось увлечь детей, а педагогам понравилось работать с  технологией "Сказочные лабиринты игры" Т.Г. Харько, В.В. Воскобовича. Понятно, что полное комплектование групп играми Воскобовича - это вопрос времени и финансов, при этом, если педагог увлечен, многие из игр можно сделать своими руками и с помощью родителей.

Как развить чувство юмора у ребенка


 Уже ни для кого не секрет, что юмор, смех,  приносят пользу - как здоровью, так и взаимоотношениям с окружающими. Многие уверены в том, что чувство юмора – качество врожденное. Либо оно у человека есть, либо нет, и развить его в себе невозможно. На самом деле чувство юмора можно и нужно  развивать, причем с достаточно юных лет.


                            

Чувство юмора - в обычном словоупотреблении - это способность подмечать в явлениях комические стороны, эмоционально откликаясь на них. Неразрывно связано с умением обнаруживать противоречия в окружении - например, замечать, а иногда и утрировать противоположность положительных и отрицательных черт в каком-то человеке, чью-то кажущуюся значительность и несоответственное ей поведение и пр. 
 

 "Умное лицо — это ещё не признак ума, господа.
Все глупости на земле делаются именно с этим
выражением лица. Улыбайтесь, господа!
Улыбайтесь!" Барон Мюнхгаузен 
 
По отношению к объекту юмора, как бы подвергаемому своеобразной эмоциональной критике, сохраняется дружелюбие. 

Чувство юмора предполагает наличие у его субъекта положительного идеала, без коего оно вырождается в негативные явления - пошлость, цинизм и пр. 

Судить о наличии или отсутствии чувства юмора можно по тому, как человек понимает шутки, анекдоты, шаржи, карикатуры, улавливает ли комизм ситуации, способен ли смеяться не только над другими, но и тогда, когда сам становится объектом шутки. Отсутствие или недостаточная выраженность чувства юмора свидетельствуют как о сниженном уровне эмоциональном, так и о недостаточном развитии интеллектуальном.
 
Как развивать у ребенка чувство юмора?

Во-первых, хорошо шутить легче человеку начитанному, эрудированному, с богатым словарным запасом и хорошо развитой речью. Поэтому нужно с ребенком много читать, обязательно просить его пересказывать прочитанные рассказы или события из жизни.

Во-вторых, нужно развивать у ребенка наблюдательность, внимание к деталям, а также память. Ничего страшного нет, если специально заучивать с ним какие-то анекдоты или смешные истории.

Третье: нужно учить ребенка находить в любых событиях что-то положительное, а иногда и комичное. Очень часто бывает, что по прошествии какого-то времени мы былые неприятности вспоминаем с улыбкой. Но если вовремя суметь найти что-то смешное в неурядицах и конфликтах, то их развитие можно предотвратить. Умение посмеяться над собой и с юмором относиться к жизни - очень ценное качество.

Еще нужно развивать у малыша фантазию и воображение.
 

 С какого возраста у детей проявляется чувство юмора?

Малыши начинают улыбаться и смеяться с трехмесячного возраста. Однако эти эмоциональные проявления не имеют ничего общего с чувством юмора. По мере взросления дети начинают чувствовать настроение окружающих и копировать их поведение. Например, улыбаются в ответ на улыбку и смеются со взрослыми за компанию. В возрасте 9-12 месяцев ребенок уже умеет отличить нестандартные ситуации от обыденных. Если мама появляется перед ним в смешном наряде, малыш начинает смеяться.  
 
Какой юмор у детей в 1,5 — 3 года?

В этом возрасте детям интересен физический юмор, который несет в себе элементы неожиданности. Они громко хохочут, когда кто-то прячется за диван и затем резко оттуда выглядывает. Обычно в этом возрасте дети еще не понимают шуток родителей, но они стараются смеяться тогда, когда весело маме или папе. При этом они пытаются понять всеми силами, что является смешным, а что не нет.
         Именно в этом возрасте малыши начинают умышленно веселить родителей, и это очень важный и значительный шаг для развития чувства юмора. Например, они могут показать на нос и сказать, что это ухо. Наблюдая за малышом взрослым важно заметить, что кажется ему смешным. Для ребенка важно, если близкие взрослые поощряют его веселье, смеются вместе с с ним. 
           Настоящее же чувство юмора, когда ребенок способен сознательно рассмешить других людей, формируется у него ближе к четырем годам. Именно в этом возрасте лучше всего начинать занятия с малышом, чтобы развить его способность смешить и понимать шутки. 
                Обозначим основные направления и формы работы с дошкольниками по развитию чувства юмора.

 
Чтение, сочинение, заучивание наизусть небылиц, нелепиц, смешных историй
Читая детям, обращаем внимание на смешные моменты.
К.И. Чуковский "Путаница"
 "Ёжики смеются"
 "Котауси и Мауси"
 "Небывальщина"
Заходер Б.В. "Бочонок - собачонок"
Тувим Юлиан "Слон Хоботовский"
Андрей Усачев, Виктор Чижиков "Город смеха"
"Небылицы в лицах. Народные потешки и небылицы"(иллюстрации Ю.Васнецова)
"Где это видано? Небылицы, перевертыши, сказки"- составитель Астахова Н. В.
"Ключи заперты, двери в кармане" - статья о детских перевертышах и нелепицах.
                                                          Смешные истории:
 Эдуард Успенский "Вера и Анфиса в детском саду"
Милн Алан "Винни Пух и все-все"
Носов Н.Н. "Живая шляпа" и другие рассказы Носова Н.Н. и др.
конечно же - истории Г. Остера и стихи Д. Хармса.
Скороговорки - тексты, например,  здесь.
Дополнение от Ольги Астраханцевой - автора блога "Магия биологии": 
                                                       "Умная собачка Соня" Андрей Усачев

                                 Просмотр веселых мультфильмов, видеороликов, 
                                       журнала Ералаш (некоторых серий)

Наряду с общеизвестными и всеми любимыми отечественными мультфильмами про дядю Федора и Простоквашино, Ну погоди! Винни Пух и другие, мне очень нравятся из зарубежных короткометражные мультфильмы студии « Pixar» 
          Из отечественных последних (2015 год) талантливых мультфильмов - любимый мультфильм "Бумажки"(режиссер Алексей Миронов), веселый и развивающий.
Посмотрите - и всё у вас будет "бумажненько!"))
 
 
Рассматривание подборок смешных иллюстраций

Например, таких художников, как

Владимир Сутеев,

Виктор Чижиков
 

В.Д.. Румянцев:
 


 
В.Д.. Румянцев:

 
Целесообразно сделать коллекцию таких иллюстраций для рассматривания и составления историй по ним.

Театрализованные этюды, пантомимы, короткие юмористические сценки

Полезные рекомендации есть здесь: Игры с элементами театрализации для детей дошкольного возраста
Для юмористических сцен не нужно придумывать длинные истории с разучиванием текстов ролей - достаточно самый обычный фрагмент из жизни обыграть по - другому
 
Праздники и развлечения
1 апреля - День Смеха, 
развлечения "В гостях у Смешариков", "КВН малышей." 

Продуктивная деятельность - лепка, аппликация, рисование
Темы - "Фантастическое животное"; "Так бывает или нет?", "Шутка", "Смешные рожицы", 
"Смешная история в картинках" (возможна совместная творческая работа группы детей на рулоне бумаги или ватмане), и т.п.

     Игры на развитие чувства юмора

Придумаем смешную сказку.
Положите перед ребенком карточки с изображениями различных животных и предметов рисунками вниз. Придумывайте и произносите вслух предложения, не заканчивая их – пусть малыш вытягивает наугад карточку и вставляет в место пропуска в вашем рассказе то слово, которое изображено на карточке. Например, вы говорите: «Однажды рано утром медвежонок вышел погулять и взял с собой …», а ребенок, вытянув карточку, на которой изображена ложка, добавляет: «Ложку». Вы: «Он долго-долго шел по лесу и вдруг увидел, что на дереве сидит…». Ребенок вытягивает карточку: «…лягушка». Таким образом, можно придумать длинную и смешную сказку, подняв настроение и себе, и своему малышу.

"Игра в карты - составь предложение" - для детей старшего дошкольного возраста (и начального школьного тоже будет интересно). Комичная ситуация возникает за счет случайного выбора и соответственно - нелепости сочетания несочетаемых понятий. Для игры нужно будет изготовить по 10-20 карточек, на которых с одной стороны будет написан вопрос (если дети еще не умеют читать, использовать пиктограммы), а с другой стороны - картинка-ответ на вопрос (член предложения).
       Вопросы - "колоды" карт :
Какой? (картинки - например, цвет, или пиктограммы - колючий, ласковый, унылый, веселый и т.д.)
Кто? Что? (картинки - мальчик, кот, диван, носок, воспитатель и т.д.);
Что делал? (здесь для нечитающих сложнее - но можно также использовать пиктограммы - картинки);
Когда происходило действие? (картинки - день, ночь и т.д., )
Где происходило действие? (картинки - лес, комната, и т.п.)
    Правило:   каждый игрок выбирает из каждой колоды по карте, составляет предложение.
Получаются нелепецы, которые повеселят ребят, например:
                          Веселый носок однажды ночью гулял в лесу. 
   И я!
Малыши любят играть в слова. Вас может повеселить такая игра. Взрослый что-то говорит,а дети отвечают “и я”. Взрослый: “Хочу мороженого”, дети : “и я”. Взрослый : “падают листья”, дети : “и я!”. Так рождается смех.
 
"Чепуха" или "Бочка смеха"
Играющие садятся на лавочку или стульчики, стоящие в ряд. Выбирается ведущий. После выбора одного ведущего, он уходит за дверь. Первый ребёнок говорит второму любое слово (имя существительное), к примеру ФУТБОЛИСТ, второй запоминает это слово и говорит любое слово третьему, к примеру КУРИЦА. Третий запоминает слово, которое ему сказал второй и говорит любое слово четвёртому, к примеру ЯЙЦО, ну а четвёртый запоминает слово ЯЙЦО и говорит любое слово первому, к примеру БУЛКА.

Зовут ведущего. Ведущий задаёт любой вопрос, на который можно ответь существительным. К примеру: кем работает твоя мама? А первый говорит то слово, которое ему сказал последний (в нашем случае четвёртый) , то есть БУЛКОЙ. Ведущий задаёт вопрос второму: кто проверяет у тебя уроки? Ребёнок говорит то слово, которое ему сказали, то есть ФУТБОЛИСТ. Так ведущий проходит по всем игрокам. А после выбирает, у кого получилось смешнее. Тот человек и становится новым ведущим.

"Озвучь мультфильм (видеоролик)"
Включаем мультфильм, или специально подобранный видеоролик (например, проделки кота) выключаем звук, предлагаем детям озвучить его. Задача: озвучить так, чтобы получилось смешно.

Игра "Зал зеркал" 
 Что делает зеркало? Повторяет ваши движения. Дети становятся в круг, один ребенок (ведущий) в центре (выбор считалкой). Каждый ребенок в кругу - зеркало, все вместе - зал зеркал. Ведущий входит в круг, показывает смешные движения, мимику - остальные повторяют за ним. Задача ведущего - рассмешить "зеркала". Задача "зеркал" - не смеяться! Тот, кто засмеялся - выбывает из игры.

Дополнение от Ольги Астраханцевой, "Магия биологии"
Фразеологизмы и пословицы украшают речь образностью, являют собой коды ситуаций. Однако с ними можно весело играть. Если мы начинаем понимать фразеологизмы, идиомы, пословицы буквально, это может повеселить. И стать отличной идеей для творчества.

Когда берете высказывание для игры, то не спешите знакомить ребенка с его истинным значением. Самое главное, позвольте ребенку придумывать, пусть он выдвигает свои версии, помогайте их воплощать. А потом, расскажите, что же на самом деле скрывается за той или иной фразой. Это позволит ребенку навсегда запомнить значение, и он с удовольствием будет использовать обороты в своем лексиконе.

Это нехитрый способ снятия стресса и для взрослого и для ребенка - изобразить метафору по своему. Это может быть рисунок, фотография, скульптура, коллаж - все что угодно!
 
Развивая у детей чувство юмора, необходимо научить ребенка отличать юмор от сарказма, пошлости,  насмешки. Объяснить это малышу наверное будет сложно, но дети очень тонко чувствуют эмоциональную реакцию близкого взрослого, поэтому нужно всегда определенно дать понять, что есть вещи, над которыми шутить и смеяться нельзя ни в коем случае, это, например, физические недостатки, такие как близорукость, особенности внешности.

Нельзя смеяться над искренними чувствами ребенка, которые он вам доверяет, также шутить над тем, что ребенок считает проблемой, хотя вы и знаете, что она не стоит переживаний.

Всегда можно найти поводы для добрых и милых шуток, научить этому ребенка, смеяться вместе от души. Это сближает взрослого с ребенком, учит ребенка легче переносить жизненные трудности, находя в них смешные стороны. Смех продлевает жизнь и делает ее более яркой!
    Буду признательна всем, кто сможет дополнить эту тему полезной информацией или рассказом из собственного опыта.
 

Животные в Великой Отечественной Войне


 

Животные герои Великой Отечественной войны

Приближается юбилейная дата - 70 летие Дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. Тяжкое бремя войны наравне с людьми вынесли и наши "братья меньшие" - животные. Как животные помогали людям, служили им во время войны будет интересно и полезно узнать дошкольникам. В этом сообщении я собрала различные сведения на эту тему из разных источников и адаптировала их для старших дошкольников.

КОШКИ
Страшной и героической, как и для людей, оказалась для кошек Великая отечественная война. Благодаря своей поразительной чувствительности и интуиции, кошки бесчисленное количество раз спасали жизни людей.

 В числе легенд военного времени есть и история про рыжего кота-«слухача», поселившегося при зенитной батарее под Ленинградом и точно предсказывавшего налёты вражеской авиации. Причём, как гласит история, на приближение советских самолетов животное не реагировало. Командование батареей ценило кота за его уникальный дар, поставило на довольствие и даже выделило одного солдата за ним присматривать.

Кошки безошибочно определяли приближение надвигающейся бомбардировки и, проявляя беспокойство, предупреждали об этом своих хозяев. Но не только благодаря своей чувствительности надвигающейся опасности кошки спасали людей, очень часто им приходилось это делать ценой собственной жизни.
Так, например, известно, что в блокадном Ленинграде, кошки приносили всю свою добычу хозяевам, а сами погибали от голода. Своими маленькими тельцами кошки в Великую отечественную войну согревали замерзающих детей, замерзая при этом сами. А когда закончились все запасы еды, то едой для людей становились их кошки.
А после прорыва блокады Ленинграда первым делом наряду с продуктами питания в город завезли груз, имеющий стратегическое назначение - четыре вагона дымчатых кошек, так как именно дымчатые кошки считались лучшими крысоловами. Те, кто пережил блокаду, рассказывали, что за кошками выстраивались огромные очереди, настолько велика была их потребность в городе, оккупированном совершенно обнаглевшими крысами.
Многие сибирские города участвовали в мобилизации кошек для Ленинграда, погибающего от нашествия крыс. Сибирские питомцы защитили не только жителей Ленинграда и бесценные запасы продовольствия от крыс, но и взяли под свой контроль хранилища Эрмитажа и других ленинградских дворцов и музеев, которые имели огромную историческую ценность не только для жителей Ленинграда, но  и для всей страны.

Только в Тюмени собрали более 250 кошек, чтобы помочь после блокадному Ленинграду, добровольцы сами приносили своих питомцев на сборный пункт, внося свой вклад на борьбу с полчищами крыс. В общей сложности в Ленинград было завезено более 5 тысяч пушистых питомцев из Омска, Тюмени, Иркутска и других городов, которые с честью справились с поставленной перед ними задачей. А с тех пор в Ленинграде не осталось местных кошек, все они имеют сибирские корни.

Кошки в Великую отечественную войну спасшие наибольшее количество человеческих жизней, были удостоены специальной награды. Специально для них была учреждена медаль «Мы тоже служим Родине», которая считается самой почетной в зверином мире. Правда, кошачьих жизней она, к сожалению, не возвращала…

А в Тюмени в 2008 году в память о кошках спасших послеблокадный Ленинград от крыс, был открыт «Сквер Сибирских кошек».

Двенадцать скульптур кошек и котят, вылитых из чугуна и покрытых специальной золотистой краской подтверждают высказывание – «Никто не забыт, ничто не забыто»…

СОБАКИ

Во время Войны четвероногие друзья внесли свой важный вклад в общую Победу. Будучи верным другом человеку, собаки выполняли самые разные поручения. 
Собаки забирали с линии огня раненных (около 700 тысяч раненых было спасено собаками за время войны) и доставляли на поле боя боеприпасы. 

Через самое пекло собаки-связисты доставали важные поручения (за годы войны ими было предано более 120 тысяч подобных поручений). 
В лесах и болотах собаки отыскивали наших раненных солдат и приводили к ним медиков.
С помощью четвероногих было разминировано 303 крупных города и населённых пункта, среди которых – Псков, Смоленск, Брянск, Львов, Минск, Киев, Сталинград, Одесса, Харьков, Воронеж, Варшава, Вена, Будапешт, Берлин, Прага, а также 18394 здания и обнаружено свыше четырёх миллионов мин. 
Собаки наносили и прямой удар по врагу. Собаки-истребители танков – это не самая приятная собачья профессия, появившаяся в период войны. Этих собак дрессировали и готовили к одному-единственному заданию в их жизни – подрыву вражеских танков. 
Для этого их тренировали не бояться подлезать под движущиеся танки. Перед заданием на них одевали специальные мешки с минам. И как только собака оказывалась под бронетехникой, мина взрывалась. 
Таким способом за время войны было уничтожено около 300 вражеских танков. Причиной прекращения использования собак подобным способом стал тот факт, что такие собаки стали бросаться под гусеницы не только немецких, но и советских танков. 
 
ЛОШАДИ

Несмотря на то, что Вторую Мировую называют войной моторов, лошади сыграли далеко не последнюю роль в битвах. В Советской Армии численность лошадей во время войны составляла около 2 миллионов
В войну лошадей применяли как транспорт, особенно в артиллерии. Упряжка в шесть лошадей тянула пушку, меняя огневые позиции батареи. 
Обозы с продовольствием и полевые кухни доставляли на позиции именно лошади. Бойцы, назначенные связными, также часто предпочитали коня мотоциклу. 
Несмотря на то, что лошадь не могла преодолеть больше 100км за сутки, но она могла пройти там, где не проедет никакая техника, и причем сделать это незаметно. Поэтому часто лошадей использовали для стремительных рейдов по тылам противника, для налетов и диверсий. 

Зачастую раненые были обязаны жизнью лошадям: большинство лазаретов были на «конной тяге».
В свою очередь люди о своих друзьях также не забывали. Раненых лошадей на поле боя не бросали, а доставляли в ветеринарные лазареты. Тяжело раненых лошадок до лазарета довозили на автотранспорте, там им делали сложные операции и выхаживали до полного восстановления. 

Точных данных о том, сколько лошадок погибло за войну нет. Но считается, что во Время Великой Отечественной Войны Советская Армия потеряла больше миллиона верных коней.
 
ОЛЕНИ
 

 
 
Об участии оленей в Великой Отечественной войне я узнала из блога Ирины Коткиной "ЧУМотека". Пройдя по ссылке, вы сможете почитать статью "В бой идет оленная армия".
Я приведу выдержки из статьи в форме, понятной детям.
Старшие дошкольники уже имеют представление о карте и глобусе, поэтому сначала целесообразно рассказать и показать  детям, где находится Ненецкий автономный округ и о некоторых его природных особенностях (эту информацию можно почерпнуть в блоге ЧУМотека). Беседу сопровождать показом фотографий. Примерная беседа с  детьми может быть такой.
Из Ненецкого округа на  фронт было отправлено 6 тысяч оленей в сопровождении нескольких сот оленеводов.
 
В грузовую нарту запрягали 3 быка(ездовых оленя), в легковую - 4-5. Сколько груза можно положить на  одну нарту зависело от силы оленей, состояния снежного покрова, протяженности маршрута и от того, как быстро нужно было двигаться.
В ноябре-декабре на нарту можно было погрузить до 300 кг груза, в январе-феврале - не более 200 кг, а весной - лишь 100 кг. 
На грузовой нарте можно было перевезти, для примера, 5000 винтовочных патронов, или 10000 автоматных. 
Упряжка могла утянуть полторы сотни "лимонок (гранаты)" или три десятка мин, или четыре ящика 45-мм снарядов.
По оленьей дороге (ворге) аргиши за сутки способны преодолеть 35-40 километров со средней скоростью 5-6 км/час. При быстром марше оленьи упряжки могли пройти до 80 км в сутки, но такие походы совершались лишь в исключительных случаях, животные после этого нуждались в длительном отдыхе и подкормке. 
Важнейшей задачей оленных частей являлось спасение раненых, доставка их с поля боя  
 в полковой медицинский пункт. Да, раненым было тряско, больно, неудобно, но другого транспорта на Севере тогда просто не было.
Слово солдата (Андриан Семенович Дуркин)
"С передовой раненых вывозили на оленях по гористым, каменистым местностям Кольского полуострова. Их привязывали к нартам с тем, чтобы по дороге не потерять, т.к. с высоты олени гонят во всю прыть, а то и галопом. Санки накатываются и могут подсаночных помять, хотя к аргишу(обозу) за последние санки привязан олень (называется тормозной), он не даёт накатываться на оленей. Как-то с одной высоты подо мной опрокинулись санки вверх полозьями. Олени во всю прыть мчатся под гору, не сразу остановишь аргиш. Вот тут до тошноты было больно. Еле привезли меня в мурманский госпиталь"
Всего оленные транспорты вывезли (и таким образом спасли жизнь) с линии фронта и из глубокого тыла противника 10142 раненых солдата - полноценную дивизию Красной Армии.
 
Не менее важной для оленно-транспортных частей считалась задача доставки грузов в отдаленные гарнизоны, пограничные заставы, на аэродромы. 
 Слово солдата (С.П. Шерстобитов, командир взвода, в котором служили наши земляки):
"Однажды ранней зимой через водохранилище переправлялся санный поезд с грузом, в котором было задействовано до 300 оленей. Примерно в середине водохранилища поезд догнало  стадо около 500 оленей. И лед не выдержал. Сержант П.Л. Хатанзейский не растерялся, уверенным голосом ободрял попавших в беду солдат: -Олени не тонут, они держат сани! Стойте на санях! Гоните оленей вперед! Только вперед!" Молодые солдаты из бывших оленеводов крепко стояли на санях, проворно работали хореями. Олени пробивались к прочному льду, выпрыгивали на него и вытягивали сани. Люди не пострадали, и груз был спасен".
 

 Оленные батальоны перевезли к переднему краю 17 тысяч тонн боеприпасов, 8 тысяч бойцов. 

В условиях бездорожья оленей широко использовали для связи. Однажды рекорд по доставке срочного пакета поставил сержант Николай Николаевич Ледков. У хорошего оленевода компас в голове, поэтому даже без дорог он безошибочно, как самолет, доставлял срочную почту в части.
Слово солдата (Сержант Николай Ледков):
"Как-то в конце декабря (1942 г.) вызвал меня в штаб полковник Тульчинский. Показывает на карте расположение штаба дивизии. Срочный пакет надо доставить туда, говорит. Сильные снегопады, все дороги перемело, машина не пройдёт. Я руку под козырек. Вышел из штаба и думаю: как доставить? По дороге километров шестьдесят будет, не успеть к сроку. Когда полковник показывал место расположения штаба, я заметил в этом направлении цепь озёр с небольшими перемычками. Если по озёрам - километров тридцать пять. Принимаю решение прямо ехать. Погода отвратительная, видимости нет, сверху снег валит. Правда, ветер не встречный, а справа в спину дует. Зато упряжка была хорошая! Когда по озерам ехал, казалось, будто лечу в темноте, полозья не по снегу, по воздуху скользят. А хочется еще быстрее! Гоню, гоню оленей!... Недалеко от штаба на дорогу выехал. И сразу - часовой. Пакет, говорю, генералу. Караульный офицер в штаб меня ведёт.... Генерал сесть предложил, конверт распечатал. На нем число, время вручения написал и мне протянул. Руку пожал, "спасибо" сказал. Обратно можно было не очень спешить: олени устали. Полковник Тульчинский посмотрел на конверт. Получилось, что я за полчаса пакет доставил. Удивился:
- Как сумел? Или на самолете летал? Ну, молодец!...".
Главным врагом оленных транспортов стали немецкие истребители и штурмовики, которые буквально охотились за рогатыми красавцами и их лихими наездниками. Наши оленеводы вспоминают о злорадных улыбках экспертов Люфтваффе, из пушек и пулеметов расстреливавших беззащитных оленей.
 
Гибель вожаков упряжек оленеводы воспринимали особенно остро, ведь этих животных они воспитывали по нескольку лет, любили и баловали их. А олени любили своих хозяев.
Слово солдата (Ездовой Иван Белугин):
"Один олень-нянько так привязался ко мне, что постоянно ходил по пятам. А на войне, как оказалось, это очень опасное соседство. Не раз преданный друг мог стать причиной гибели оленевода. Например, посылают солдата на боевой наблюдательный пост, и чтобы враг не заметил, оленевод надевает белый маскхалат и отправляется на задание. Вдруг рядом с ним появляется олень, ходит ничего не знающий о войне и фрицах олень-солдат рядом с дозорным, тыкается носом в плечо, будто говорит: "Чего это ты по земле ползаешь, поднимайся". Фашисты в Хибинских скалах тут же замечают оленя-лазутчика, начинают обстрел. Как тогда фронтовые товарищи остались живы, одному Богу ведомо! Что здесь скажешь, не приучено животное к военной дисциплине".
 
Только с 1943 года, когда фашисты активизировались на Карельском фронте, оленьи упряжки тоже стали маскировать: одевали в белые попоны.  В таком виде олени возили по тундре снаряды и раненых. Это были великие труженики.
Награждали бойцов-оленеводов чрезвычайно скупо. Из более чем сотни солдат оленных транспортов, жителей Ненецкого автономного округа, два десятка могли похвастаться, придя с фронта, солдатскими боевыми медалями. Лишь двое командиров отделений были награждены самым почетным солдатским орденом Красной Звезды - сержант Ефим Иванович Канев и старшина Амос Петрович Выучейский. Единственным из солдат-ездовых, кто отмечен почетнейшим орденом Славы III степени, оказался сержант Семен Иванович Семяшкин, всю войну не расстававшийся с талисманами - подушкой и ложкой маленькой дочери. Все остальные бойцы снежной кавалерии могли гордиться перед односельчанами лишь шрамами и протезами".
 
А в Нарьян Маре есть памятник оленным отрядам Второй мировой войны.
 
ГОЛУБИ

Хотя во время войны активно использовали радиосвязь, голубиная почта не канула в "лету". Дело в том, что на начало войны проводная связь действовала только на расстоянии 3 км, радио – 5 км. Кроме того, зачастую техника выходила из строя.  

И тут на помощь приходили почтовые голуби. Всего за годы войны почтовыми голубями было доставлено более 15000 «голубеграмм». 
 
Голуби представляли собой такую угрозу для врага, что нацисты специально отдавали приказы снайперам отстреливать голубей и даже натаскивали ястребов, которые исполняли роль истребителей. На оккупированных территориях издавались указы Рейха об изъятии всех голубей у населения.   
Большая часть изъятых птиц просто уничтожалась, наиболее породистых отправляли в Германию. За укрывательство потенциальных "пернатых партизан" их хозяину было только одно наказание — смерть.

«Голубчик»
 
На одной из подводных лодок на борту жил почтовый голубь по кличке «Голубчик». Во время одного из боевых походов лодка торпедировала фашистский транспорт и, уходя от преследования, попала на минное поле, получила сильные повреждения – вышла из строя рация и она не могла самостоятельно возвратиться на базу. Тогда-то и пришел на помощь голубь, доставивший письмо за два дня, пролетев более тысячи километров. Скорость полета голубя от 60 до 100 км. в час. Причем почтовый голубь хорошо ориентируется и ночью. Лодка получила помощь и была отбуксирована на родную базу другой советской подводной лодкой.


Сизый голубь под номером «48»
Отряд разведчиков, находясь в глубоком тылу противника, попал в окружение и потерял связь со своей частью. Единственная рация была разбита, а прорвать окружение было невозможно. К счастью у бойцов был проверенный в делах один-единственный тренированный сизый голубь под номером 48. Порт-депешник с донесением был прикреплен к ноге воздушного связиста.
Во время полета голубь был атакован натасканным для этих целей фашистским ястребом и был ранен, но голубю удалось уйти. На голубиную станцию он прилетел в сумерках и буквально упал под ноги дежурному рядовому солдату. Голубь был ранен, тяжело дышал, одна лапка была сломана. После передачи в штаб донесения, голубь был прооперирован ветеринарным врачом.
 
ВЕРБЛЮДЫ

Во время Великой Отечественной войны в состав советских войск входила резервная 28-я армия, в которой верблюды были тягловой силой для пушек. Она была сформирована во время Сталинградской битвы в Астрахани. Существенная нехватка лошадей и техники вынудила выловить и приручить почти 350 диких верблюдов. Большинство из них погибли в разных сражениях, а тех которые выжили постепенно "демобилизовывали" в зоопарки.
Необходимо отметить, что корабли пустыни весьма успешно справлялись со своими задачами. А верблюд по кличке Яшка даже участвовал в битве за Берлин в 1945.